Анализируя результативность и содержание процесса правового воспитания школьников, следует отметить, что правильность определения его целей и задач имеет первостепенное значение. Воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на школьников с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры.
Цели и специфические особенности правового воспитания, прежде всего, связаны с формированием правопослушной позиции в повседневных правоотношениях, с пониманием личностных правовых и морально-нравственных обязанностей, личной ответственности за те или иные действия, то есть воспитанием законопослушной личности.
Исходя из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания, решающего проблему формирования законопослушной личности, в качестве его практических задач можно предложить следующее:
– организация комплексной системы пропаганды с целью правовой информированности школьников;
– формирование уважительного отношения молодых людей к правовым нормам как к социальным ценностям, целесообразному продукту цивилизации;
– формирование стойкой убежденности в значимости законов и форм их применения;
– воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;
– воспитание и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения;
– формирование стойкой жизненной позиции определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка;
– культивирование в молодежной среде идей уважения закона, противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению.
Основное звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности, его правовом воспитании – образовательные учреждения.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.